Версия для печати

-   Фестивально-концертный Портал http://festivali.org.ua/frm
--  Украина (общ). http://festivali.org.ua/frm/index.php?f=98
--- ТСДАПУ - цели, задачи, перспективы развития http://festivali.org.ua/frm/index.php?t=685




-- Sokart написал 8 сентября 2008 15:29
Реалии современной АП в Украине.
Всеукраинский союз деятелей авторской песни –
цели, задачи, перспективы развития.

А. СОКОЛОВ, Ю. ШВЫДКЫЙ (г. Сумы)

Сегодня в украинской (в географическом смысле) АП мы наблюдаем весьма интересную картину. Фестивалей достаточно много, но участвуют в них практически одни и те же авторы и исполнители. Их ощутимо небольшое количество. Новые, стремительно врывающиеся в жанр лица – случаи единичные, более того, создаётся впечатление, что жанр держится на «старой гвардии». Клубы АП, многие из которых громко заявляли о себе в 90-е годы, теряются. Многие из них и вовсе прекращают своё существование именно как клубы. Заметными всё же остаются достаточно сильные личности – кто-то за счёт творческого, а кто-то за счёт организаторского потенциала. Очень слабо поставлена (во многих городах и вовсе не поставлена) работа с детьми и молодёжью, постоянно работающие студии АП – скорее, редкость, чем норма. Уровень конкурса на фестивалях мельчает, а на фестивали топ-уровня («Петербургский Аккорд», Грушинский) от Украины практически некого делегировать, во всяком случае, из молодых. Так называемые мастер-классы из творческих мастерских для работы и развития участников превратились в средство для конкурсного отбора, что особенно ощутимо на фестивалях более или менее масштабных ввиду жёсткого временного ценза. Стало модным проведение в рамках фестивалей «семинаров по обмену опытом». В то же время, ни один из известных нам «семинаров», по нашему мнению, семинаром (то есть обсуждением подготовленных сообщений и докладов на заранее определённую тему под руководством компетентного лица) считаться не может. На фестивальных концертах весьма часто имеет место толчея у микрофонов. Авторитетные барды и просто друзья организаторов выбегают один за другим на сцену с одной-тремя песнями, делая концерт мероприятием утомительным. При этом часто люди выходят на сцену не потому, что они интересны зрителю, а потому, что им неудобно отказать или же организаторы просто не умеют этого делать. Сам формат фестивалей привычен и предсказуем – новые формы работы предлагаются крайне редко. Ко всему этому стоит добавить всё громче заявляющую о себе и своих традициях «украинскую» (в историческом смысле) авторскую песню (часто с определённой историко-патриотической и социальной тематикой).
Что же мы имеем сегодня в жанре АП? Начало конца или поле для деятельности? Появление такого института, как «Творческий Союз Деятелей Авторской Песни Украины», вселяет определённый оптимизм – возможно с его развитием и его деятельностью ситуация в жанре начнёт меняться. Во всяком случае, хочется на это надеяться.
Ниже мы приведём некоторые соображения по поводу функций Союза деятелей АП, а также внесём ряд предложений по развитию и усовершенствованию фестивальной работы.


О ФЕСТИВАЛЯХ

Творческие мастерские
Разумным нам представляется разделение мастерских для творческой работы и мастерских для конкурсного отбора. На многих крупных по меркам Украины фестивалях, ввиду временного ценза, полноценной работы на творческих мастерских часто попросту не случается. Разделение же общей массы участников фестиваля на тех, кому интересно работать и развиваться, и тех, кто приехал на фестиваль за номинацией, позволит разгрузить оба вида мастерских, сделать работу на них менее ограниченной, а значит более продуктивной и комфортной. Мастерские для творческой работы должны планироваться заранее (мы думаем, что предварительная регистрация и распределение во времени участников не помешает). Выбор руководителей такой мастерской – дело в высшей степени ответственное. Здесь крайне важны как авторитет кандидата, его способность что-то предложить участнику, так и его такт и готовность к открытому взаимо¬обогащающему диалогу.
В целом же, по нашему мнению, мастер-классы необходимо организовать гораздо более серьёзно и ответственно, чем это есть на сегодняшний день

Система оценивания
Не лишним шагом, на наш взгляд, будет сделать систему оценивания более прозрачной. По примеру того же Петербургского Аккорда, можно было бы членам жюри (и предварительных, и заключительных туров фестиваля) завести оценочный протокол, который в последствии вывешивался бы на общее обозрение. Это могло бы сделать работу жюри более доступной для понимания конкурсантов и прочих заинтересованных лиц. Возможно, стоит также обозначить некоторые критерии оценивания (вокал, владение инструментом, режиссура песни и так далее). Однако вместе с этим всем участникам творческого фестивального процесса необходимо понять, что каким бы ни было жюри, его решения всегда будут несколько субъективны. Но в рамках каждого отдельно взятого фестиваля эти решения – закон. С ними можно соглашаться или не соглашаться, иметь своё мнение, но спорить с ними бессмысленно. Эту мысль, как нам кажется, нужно утверждать при всяком удобном случае. Поскольку формальное оценивание творчества – затея, не лишённая риска, то предлагаем данную тему для обсуждения.

Концерты фестивалей
Думаем, каждый из организаторов фестивалей сталкивался с трудностями при формировании списка участников официальный концертов фестивалей. И если с номинантами фестиваля всё понятно, с руководителями мастерских и жюри тоже, то вот с гостями далеко не всегда. Гостей много, многие из них – уважаемые люди или же просто близкие друзья организаторов, но время, отведенноё на концерты, ограничено, и с этим приходится что-то делать. Нам представляется, что выходом из данной ситуации может послужить введение какого-либо критерия, согласно которому те или иные участники и гости фестиваля могут попасть или не попасть в число выступающих. В качестве эксперимента можем предложить следующее. Список участников ГАЛА-концерта фестиваля формируется самими участниками фестиваля. Это может происходить путём анкетного голосования участников фестиваля за ограниченное количество исполнителей из числа участников же фестиваля. Можно рассматривать данный ход как своеобразный экзамен для мэтров жанра, своеобразный рейтинг популярности. Время выступления в концерте победителей такого «голосования» может распределяться между ними пропорционально набранным голосам. У такой системы есть ряд интересных плюсов.
Во-первых, интерактив. У участников фестиваля появляется реальная возможность влиять на формирование списка участников концертов фестиваля. Во-вторых, алгоритмичность. Есть чёткий критерий "отбора", этот критерий прозрачен, понятен и реализуем. Кроме того, на наш взгляд, это позволит приблизиться к тому составу участников концерта, который будет действительно интересен зрителю.

Вместе с тем, все желающие могут реализовать себя, участвуя в благотворительных концертах. Здесь интересным нам кажется опыт организаторов фестиваля «Булат», которые в 2008 году рамках фестиваля провели 11 (!) благотворительных концертов на предприятиях и в учебных заведениях города, причём выступали на этих концертах исключительно гости фестиваля. Конечно, такая практика требует дополнительной организационной работы и определённой готовности гостей фестиваля к участию, но ведь в результате большее количество гостей фестиваля получает возможность выступления на публике и одновременно с этим фестиваль охватывает большее количество зрителей.

Отборы на «Петербургский Аккорд» и Грушинский фестиваль
В последнее время Украина имеет возможность делегировать своих представителей на фестивали топ-класса («Петербургский Аккорд» и Грушинский). Все мы знаем, что в 2008 году наши соотечественники достигли на этих фестивалях значительных успехов. Интересен же сейчас способ отбора украинских делегатов. Формально отбор будущих участников конкурса происходит на фестивалях, имеющих определённый авторитет в Украине. В 2008 году это были фестиваль «Булат», г. Сумы (отбор на «Петербургский Аккорд») и фестиваль «32-е мая», г. Святогорск Донецкой области (отбор на Грушинский фестиваль). Фактически же, списки лауреатов фестивалей и списки делегаций не были тождественными.
Здесь нам представляется важным то, чтобы правила отбора участников, порядок попадания в делегацию (в её конкурсную часть) и сам ход её формирования были прозрачной и доступной для АП-шной общественности информацией. Порядок же этого отбора нам видится таким.
1. Полномочия по формированию представителей Украины в конкурсе фестивалей «Петербургский Аккорд» и Грушинский фестиваль делегируются оргкомитетами фестивалей Союзу деятелей АП Украины. Причём это должно сопровождаться какими-то официальными документами (хотя бы письмом от оргкомитета). Возможно, в этих документах будут также и рекомендации либо требования по поводу порядка отбора участников (перечень номинаций, формат конкурсного отбора, количественный состав и так далее).
2. Худсовет ТСДАПУ определяет и утверждает конкретные фестивали, на которых будет происходить конкурсный отбор участников в конкретные года, после чего делегирует соответствующие полномочия уже им, опять же документально.
3. Отбор участников непосредственно на фестивале должен быть именно конкурсным. Немаловажным при этом считаем самое тщательное прописывание в Положении о фестивале порядка (алгоритма) этого самого отбора. По результатам конкурсного отбора оргкомитет фестиваля даёт рекомендательное письмо Союзу деятелей АП Украины с перечнем победителей фестиваля.
4. Окончательное решение о составе конкурсной части делегации принимает исключительно Худсовет ТСДАПУ. Он прорабатывает список победителей отборочных фестивалей, определяет их готовность к поездке, оказывает организационную и, возможно, творческую помощь, а также, что немаловажно, прорабатывает все «особые случаи» и внеконкурсные варианты.
5. Повторимся, очень важно при этом, чтобы информация о правилах отбора участников, порядке попадания в делегацию (в её конкурсную часть), а также о ходе её формирования была прозрачной и доступной для АП-шной общественности.


О работе клубов и Союза деятелей АП

Популяризация жанра
По нашему мнению, одной из важнейших задач сегодня, которые встают перед клубами АП, – это популяризация жанра.
В качестве характерного примера, показывающего важность этого пласта клубной работы, приведём отрывок из отчёта художественного руководителя Сумского городского детского фестиваля авторской песни и песенной поэзии.
Одной из главных проблем, с которой столкнулся оргкомитет фестиваля – это тематика исполняемых произведений. Во-первых, она далека от жанра авторской песни. На фестивале, о котором мы сейчас говорим, в жанре чистой авторской песни было всего 3-4 выступления (из более чем 40-ти участников). Во-вторых, значительную массу выступлений составляли песни и стихи на «патриотическую» тематику. В кавычках потому, что лично мне не очень верится, что дети в возрасте 5-12 лет, придя на фестиваль, искренне хотят исполнять именно такие песни «про рідну неньку Україну» с набором рифм «Україна – Єдина – Родина». … Когда у одного из руководителей от школы мы поинтересовались, почему были выбраны именно такие произведения (на околоукраинскую тематику), нам было сказано приблизительно следующее: «Мы точно не знали, какие произведения нужно готовить и решили, что песни про Украину – беспроигрышный вариант». … Хочу оговориться, я абсолютно не против украинского языка и того, что дети пишут и исполняют условно-патриотические песни и стихи. Просто я не верю, что они делают это по собственному желанию. Считаю, что мы – взрослые – должны дать им возможность выбора, о чём писать и петь, объяснить, что у них этот выбор есть.
Что мы можем сделать, чтобы дети и молодёжь, пришедшая на фестиваль, была хотя бы более или менее «в материале» (т.е. соответствовала жанру)? Я думаю, ответ только один – объяснить и показать им, что это за жанр такой «авторская песня». Сформировать у них представление. Показать пример. И это как раз работа клуба. Со своей стороны предлагаю проект «Урок авторской песни». Подготовить программу минут на 40, в которую уместить небольшую текстовую часть об истории и традициях жанра и, самое главное, наполнить эту программу песнями – простыми и доступными песнями из тех, что принято считать жанром «авторская песня». Объяснить ребятам, почему на фестивалях авторской песни не поют Цоя и Чайф, а бандура – гость довольно не типичный. И провести такой урок во всех (!) школах города накануне фестиваля. Но мало того, что детям нужно это показать – им нужно понравиться. Их нужно заинтересовать! И тогда уже выдёргивать к себе. А для того, чтобы они не пропадали после 2-3 визитов в клуб, нужна (просто НЕОБХОДИМА) постоянно работающая студия. Вдумайтесь, в младшей возрастной категории (до 11 лет) в конкурсе не было ни одного выступающего под сопровождение гитары – все под бандуру.


Кроме того, на наш взгляд, деятельность клубов АП и Союза деятелей АП необходимо сориентировать на донесение информации о своей деятельности до общественности. Необходима серьёзная работа со СМИ, необходима целая программа, начиная от рекламы, и заканчивая стратегией представления АП и клубов в городе, регионе, стране. По нашему убеждению, деятельность любой общественной организации, коими являются и Союз деятелей АП, и многие клубы, должна получать определенный общественный резонанс.

Работа с молодёжью, студии АП
Сегодня не многие города могут похвастаться постоянно работающей студией и работой непосредственно с молодёжью. И это ещё одна беда жанра, ещё одна из причин столь бедственного положения с исполнительским мастерством, столь ощутимо снижающегося уровня конкурсантов в последнее время.
Нам представляется, что решать данную проблему должны клубы АП на местном уровне. Нужна систематическая, направленная, постоянная работа студий АП. Помимо непосредственно работы над исполнительским мастерством, это также и знакомство с самим жанром, формирование адекватного представления о том, что принято считать ксп-шной/бардовской/авторской песней. Только так придут результаты.
Поучаствовать в этом процессе может и должен Союз деятелей АП Украины. Нам представляется, что именно его задачей являются методология, систематизация и распространение информации, консолидация данных и знаний, в конце концов, даже некоторая творческая идеология.

Систематизация и распространение информации
Для удобства работы клубов АП, должна быть создана единая, доступная для работы база данных по клубам, творческим объединениям и фестивалям в Украине. Если по фестивалям сейчас такой портал уже существует ( http://festivali.org.ua (http://festivali.org.ua) ), то информацию о клубах, персоналиях, контакты и прочие данные иногда найти бывает очень непросто. Нам думается, что наиболее подходящий формат для такого рода информационной базы – сайт ТСДАПУ.
Думаем, что оправданным также будет и учреждение периодического издания о жанре с информационно-аналитическим уклоном. Издание (в формате, например, электронной газеты) может к тому же стать способом сбора, систематизации и доведения широкому кругу информации о клубах и коллективах АП, действующих в настоящее время, о персоналиях. Например, можно было бы в каждом номере давать визитку какого-либо клуба, коллектива и т.д. – думаем, это было бы интересно и самим клубам, и читателям, думаем также, что коллективы откликнулись бы на предложение написать о себе. Кроме того, можно предусмотреть постоянную рубрику, в которой печатать аналитические статьи видных деятелей АП современности. Ну, и, конечно же, новости Союза, результаты фестивалей, информация об изданных сборниках и альбомах авторов-исполнителей, возможно, поэтическая страничка.
И самое главное, заниматься этим нужно серьёзно и ответственно. Нужны редколлегия и главный редактор, нужны контакты с Союзом и клубами, нужны журналисты – люди, которые непосредственно будут готовить тексты статей и подбирать к ним фотоматериалы.

Украиноязычная АП
Отдельной, достаточно тонкой темой является феномен украиноязычной авторской песни. Авторская песня, оформившись как самостоятельный пласт культурной жизни в 60-е годы 20-го столетия, фактически развивалась на русскоязычном материале. Поэтому сегодня традиции украиноязычной АП практически отсутствуют. Авторам, пишущим на украинском языке, приходится самим прокладывать свой творческий путь. Кто-то из них обращается к народным истокам (кобзарство, лирництво), кто-то подражает роковой манере звёзд современной эстрады. Школы же украинской АП, как таковой нет. А о ней (об украиноязычной АП), стоит позаботиться особенно. Учредить отдельные номинации для украиноязычных авторов на фестивалях, посвящать песням на украинском языке отдельные концертные программы, быть может, помочь некоторым из них издать сборники или альбомы. При этом, конечно же, хотелось бы, приоритет отдавался не количеству и массовости, а качеству, чтобы украиноязычная АП развивалась и была близкой по духу тому, что мы привыкли понимать по АП, то есть была наполнена в первую очередь лирикой, духовностью и даже некоторой жизненной философией.



При написании доклада использованы материалы переписки и дискуссий с Еленой АЛЕКСЕЕВОЙ (г. Запорожье), Михаилом ВИННИЧЕНКО (г. Харьков), Аллой ТИТАРЕНКО (г. Сумы), а также статья Юрия ЛЫСЕНКО (г. Калининград) http://www.festivali.org.ua/frm/index.php?t=608 (http://www.festivali.org.ua/frm/index.php?t=608) .



-- Жан написал 9 сентября 2008 9:51
Добрый день всем! Многие уже, наверное, познакомились с документом А.Соколова и Ю.Швыдкого. На мой взгляд, серьёзная работа. Не так уж и часто вообще предпринимается попытка мало-мальского анализа и поиска путей выхода, но этот труд – серьёзная заявка. Спасибо.

По сути, я согласен со всеми положениями авторов документа, за исключением, пожалуй, единственной идеи. Я старался следить за её развитием с самого её возникновения молча. Но, поскольку, как я вижу, она находит популярность и приобретает вес, достаточный для реализации, далее молчать не могу. Предупрежу сразу, обижу многих. Убедительная просьба не бить по лицу при случае – я это плохо переношу…

По моему глубокому убеждению, на всех уровнях и во всех жанрах наличествуют понятия искусства «массового» и «элитарного». Разумеется, никому не дано определять, что к чему относится. Не буду этого делать и я. Не об этом речь. АП – по определению искусство «элитарное». Ну, сами понимаете – «песня для думающих людей», а их традиционно немного, и т.д. и т.п.. Не хочу останавливаться тут надолго, рассчитывая на всеобщее понимание. «Элитарность» АП – это, если хотите, её родовая черта.

Однако, понятия «массового» и «элитарного» работают и в рамках этой подсистемы. Причём, «элитарное», как я понимаю, вовсе не означает обязательно «новое» или «экспериментальное». Окуджава, к примеру, никогда не был и вряд ли будет массово исполняемым автором. Вспомните-ка как часто звучат на фестивальных концертах песни Городницкого, Никитина, Визбора, Клячкина? А ведь это – «откуда есть пошла…». Что, потому что отошли в прошлое? Нет, потому что не пытаются никому понравиться. А раз не ставят (не ставили) такой цели, значит и не нравятся «всем». Более того, песня может и вообще говорить о вещах, для нас непонятных, о которых мы в невежестве своём и слышать не хотим. Но именно здесь и, может быть, открывается высокое предназначение искусства, и именно взгляд в это абсолютное зеркало меняет нас навсегда (каково красиво сказал!). Иными словами –

«Не любите меня, не надо –
не к столу вам меня любить…»
(кто скажет, чьи строки – дам пряник. виртуальный.)

В современной АП присутствуют образцы и того, и другого. И уже сейчас они вынуждены конкурировать. И это несмотря на то, что те, кто верстает концерт, как правило, отличают «зёрна от «плевел», а это работа непростая. Надо же ещё иметь кругозор, и понимать, что некий автор-исполнитель действительно хорош, несмотря на то, что его имя здесь никто не знает. В этом случае, как человек обладающий соответствующей квалификацией, организатор возьмёт на себя ответственность и в хорошем смысле этого слова, «навяжет» этого человека своей аудитории.

Эти вещи, ребята, надо понимать, когда мы ставим на голосование «всех», кому, собственно, представлять АП в главных концертах. Вы же сами много лет подряд, как ведущие мастерских и жюри, объясняете «всем», что заводной ритм не может быть оправданием плохой рифмы, что много раз повторённая строка не делает её глубже и т.д. А человек сидит перед вами, молча кивает, потупив взор, и неизвестно, что он на самом деле думает. Или открыто говорит: «Ребята, как же меня бесит, когда меня учат, как писать стихи! Поэзия не терпит насилия! Свободу имяреку!». Цитата близко к произнесённому на «Байде» тексту.

Так вот, друзья мои, хочу вам гарантировать, что так вами называемый «экзамен» на участие в Гала-концертах выдержат совсем не те люди, на которых вы сейчас рассчитываете. Очень скоро обнаружатся две вещи. Первая – на сцене появятся люди с произведениями из рук вон низкого художественного уровня, так же, как теле- и радиоэфир очень быстро оказались насыщенными тем, «шо люди просют». Второе. Те, кому посчастливится «отвоевать» какие-то голоса будут поставлены перед жесточайшим выбором, а этот экзамен сдадут точно далеко не все. Таким образом в своё время оказались за бортом многие художники, о которых потом человечество горько плакало.

В завершении хочу сказать, что я вообще не сторонник демократии. Ни американской, ни украинской. Того, что мы привыкли понимать под этим словом, вообще не существует. И слава Богу. Вообразите на минуту, если бы всем нам предложили сделать водку по гривне бутылка. Не уверен, что всё закончится хорошо.



-- Shved написал 9 сентября 2008 11:18
Спасибо, Жан.
Кратко, совсем тезисно.
- Никакого веса для реализации идея не небрала. Никаких обсуждений, как и самого доклала не было по причине нехватки времени. Текст был только роздан присутствующим.
- Все предложения исключительно частные, не отображают официальных позиций организаторов фестиваля.
Ни одного.
И все же.
1.Опрос предлагается проводить при регистрации участников и гостей фестиваля. Даже не среди зрителей, приходящих послушать концерт. Неужели Вы такого плохого мнения о людях, специально приезжающих на фестивали иногда за тысячи километров? Чтобы послушать "Сердючку" или "Ласковый май"? Тогда какой интерес Вам, как проводнику "элитарного искусства", выходить на сцену перед такой публикой?
2.Крайне интересны ассоциации демократии с водкой по гривне.
3.Подразумевается, что устроители концерта должны иметь возможность дополнить состав участников по своему усмотрению.


-- Жан написал 9 сентября 2008 12:54
Спасибо за оперативный отклик, Shved. Я отдавал отчёт в том, что многие сочтут мой коммент обидным. Нет более неблагодарного занятия, чем взять, да упрекнуть в невежестве чуть не всех окружающих. Тем паче, отсюда логично вытекает, что сам обвинитель к этой категории не относится. Каюсь, грешен. Некрасиво вроде бы.

Вы меня несколько успокоили тем, что какие-то права остаются и у организаторов. И тем, разумеется, что круг голосующих несколько ограничен. И что всё это лишь предполагается. Что ж, думаю, что в качестве эксперимента такую акцию можно было бы провести. Тем более, что всякий эксперимент предполагает получение некого результата и его последующий анализ.

Но хочу решительно возразить против формулировок типа «такого плохого мнения». Нельзя, наверное, говорить о каком-то общем мнении, люди-то приезжают действительно разные. Можно лишь говорить о неком статистическом представлении определённых категорий в группе людей. Понятно, что эта группа неслучайна. Но неслучайность её определяется не уровнем художественного вкуса, а симпатией к АВТОРСКОЙ ПЕСНЕ В НЕДОПУСТИМО ШИРОКОМ СМЫСЛЕ ЭТОГО СЛОВА. «Недопустимо» - для того, чтобы эта группа людей определяла лицо жанра. В своём статистическом представлении.

Если Вы полагаете, что «случайных» гостей, участников и проч. на фестивалях не так много, или их пренебрежительно мало, советую ещё раз прогуляться по лагерю в период ночных пьяных песнопений, Вас изумит разнообразие представляемых жанров. И это нормально. Это нормальное статистическое представление «большинства», о котором я говорил. Мне же, стыдно в этом признаться, тысяча извинений, но это неинтересно, поэтому я действительно принадлежу «меньшинству», о котором я также говорил. Ну не люблю я, когда меня смешат, или когда меня «заводят», простите меня великодушно. Именно поэтому мне с давних пор интересен этот жанр, где я вижу в авторе собеседника, умного, внимательного, подчас даже жестокого по отношению ко мне.

Потому я и решил высказаться, что усмотрел (может быть, ошибочно) некую опасность, угрожающую тому, что мне дорого в АП.

И антитезы:
1. Выходить на сцену стоит в любом случае. И это не моя заслуга, т.к. чаще всего я выхожу, как исполнитель. Пастернак говорил, что хорошие стихи стоит печатать даже в самой жёлтой прессе.

2. Не помню, кто говорил, что не любит демократию, т.к. здесь мнение Аристотеля приравнивается к мнению домохозяйки (кстати, кому-нибудь нужны услуги? мой тел. 8 088 1111111). Но, к сожалению, это лучшее, что придумало человечество.



2004, Все права на содержимое сайта принадлежат его владельцу и охраняются законодательством
Этот Портал работает на скрипте Intellect Board
© 2004-2005, XXXX Pro, Объединенный Открытый Проект