СТАТЬИ ОБ АВТОРСКОЙ ПЕСНЕ
Администраторская
На главную страницу
Новое сообщение
Имя, город:
URL:
e-mail:
ICQ:
Сообщение:
показать смайлики
Если вы пользуетесь нашим порталом, установите, пожалуйста, у себя на сайте нашу кнопку.
Ваше сообщение будет "воспринято" лишь в том случае, если оно будет содержать ключевое слово. В данный момент это слово "песня".
· jack3_uz
<a href= http://index2.femailorgia.ru >mp3 песни российских звезд и зарубежных.</a> <a href= http://index3.femailorgia.ru >mp3 елки песня верки сердючки</a> <a href= http://index5.femailorgia.ru >я похожа на надю игошину</a> <a href= http://index4.femailorgia.ru >о белоруссии</a> <a href= http://index1.femailorgia.ru >п славянка пейтболл</a>
Домашняя страничка Электронная почта Аська: 555555
08 марта, 2009 (воскресенье, 13:56)
Сообщение № 19
· анна
песня
09 февраля, 2009 (понедельник, 11:58)
Сообщение № 18
· maxx-bg
<a href= http://index1.fishki2.ru >п н лебедев годы жизни</a> <a href= http://index2.fishki2.ru >mp3 песня народное мурка</a> <a href= http://index3.fishki2.ru >2 донской проезд д 8</a> <a href= http://index4.fishki2.ru >mp3 звук смеха</a> <a href= http://index5.fishki2.ru >lcd philips отзывы</a>
Домашняя страничка Электронная почта Аська: 555555
02 февраля, 2009 (понедельник, 15:50)
Сообщение № 17
· maxx-bg
<a href= http://index1.fishki2.ru >п н лебедев годы жизни</a> <a href= http://index2.fishki2.ru >mp3 песня народное мурка</a> <a href= http://index3.fishki2.ru >2 донской проезд д 8</a> <a href= http://index4.fishki2.ru >mp3 звук смеха</a> <a href= http://index5.fishki2.ru >lcd philips отзывы</a>
Домашняя страничка Электронная почта Аська: 555555
02 февраля, 2009 (понедельник, 15:50)
Сообщение № 16
· maxx-bg
<a href= http://index1.fishki2.ru >п н лебедев годы жизни</a> <a href= http://index2.fishki2.ru >mp3 песня народное мурка</a> <a href= http://index3.fishki2.ru >2 донской проезд д 8</a> <a href= http://index4.fishki2.ru >mp3 звук смеха</a> <a href= http://index5.fishki2.ru >lcd philips отзывы</a>
Домашняя страничка Электронная почта Аська: 555555
02 февраля, 2009 (понедельник, 15:50)
Сообщение № 15
· Елена Никифорова, г. Ставрополь
«Кто к нам с форматом придет – от формата и погибнет»,
или КОМУ НЕ НУЖНЫ НОВЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ?
«Музыка и хорошая песня дарят радость и наслаждение - любовь к людям, готовность что-то для них сделать, желание быть хорошим, восхищение добром, ощущение, будто паришь над миром. Воедино все эти чувства можно собрать под именем целого – счастья. Музыка освобождает от власти дьявола. Это согласие с миром, любовью и добром», - эти слова писателя Уильяма Сомерсета Моэма - напоминание всем авторам песен, продюсерам и исполнителям о том, что песней можно изменить мир к лучшему.
Так кому же не нужны новые песни о главном? - Только не народу, - отвечу я с полной уверенностью. Ему-то как раз они необходимы как воздух. Ведь культура и мировоззрение человека складываются и от того, какие тексты песен крутятся в его голове. Порой мне кажется, что наш мир еще держится потому, что до сих пор поются «старые песни о главном» (даже в ремейках они имеют успех). В них есть смысл и искренние, волнующие слова, этот смысл выражающие: это песни о любви к родной земле, к отчему дому, матери, песни о романтической любви, дружбе, верности. Но сегодня на рынке навалено аудиопродукции, лишенной вообще какого бы то ни было смысла. К тому же нас заполонили иностранные «синглы». Вот и слушает молодежь английские песни или звучащее «из каждого утюга» нечто, вроде «…низ живота наполняет любовью». Компьютерная техника позволяет делать качественное звучание музыки и голоса. А вот тексты…увы! - видимо, слеплены «из того, что было» в бедненьком лексиконе. Косноязычие в выражении чувств, отсутствие образности речи, потаенного смысла, убожество и грубость сравнений, наличие блатной, а то и тюремной лексики плюс ко всему грамматические и речевые ошибки, стилевые погрешности в языке текста приобретают типичные формы в большинстве песен, входящих в тот самый «формат», поставленный как заслон перед душевной мелодической песней. Главное ведь не мелодия и голос, а эпатаж, стремление «порвать!» всех. Это стало очевидным на конкурсе Евровидение-2007, где Верка Сердючка с ее хабальным имиджем и «неполиткорректной» песней при минимуме слов оказалась на втором месте. Мало новых хороших песен с поистине песенно-художественным текстом на русском языке наблюдалось и на известных конкурсных фестивалях «Славянский базар-2007» и нынешней «Новой волне» в Юрмале, где предпочтение было отдано песням на английском языке. И это в Год русского языка! Хотя по условиям всех конкурсов исполнитель имел полное право петь на родном языке. А лирико-патриотическая песня вообще стала большой редкостью на подобных конкурсах. Только Белоруссия осталась ей верна, что наблюдалось на «Славянском базаре». Наши певцы будто стыдятся петь по-русски, а если и поют со смыслом, то порою такую открытую пошлость, возводя при этом ее в ранг высоких категорий. Пример тому: «…тонкий шрам на твоей попе - рваная рана на моем сердце» и известные уже всем слова песни лауреаток Интервидения «Серебро» про вертлявую симпатичную «задницу». Недавно по МузТВ выдали новый опус в стиле рэпа «Все будет офигенно», где «…телки будут сами раздвигать булки…и т.д.». Между прочим, автор этих незатейливых слов разъезжает на «Хаммере», хвалясь тем, что все, что он ни сочинит – все имеет успех. Еще бы, ведь тексты направлены на сексуальное возбуждение молодой толпы. Но тогда это что угодно, только не песни.
Каков же путь нынешней песни о главном? Мой вопрос, заданный как-то молоденькой продавщице отдела продаж звукозаписей: «Есть ли у вас новые лирико-патриотические песни?», вызвал у нее растерянность и недоумение. «А спрашивают ли их вообще?» «Да, - наконец был ответ, - перед Днем Победы и Днем защитников Отечества». И покопавшись, предложила мне хит - «Офицеры» Олега Газманова, где слова про «честь не изгадив» могут, наверное, подпевать лишь в о-очень сильном подпитии десантники в свой праздник.
А действительно, кто сейчас пишет лирико-патриотические песни и пишет ли вообще? И если да, то почему их так мало? - А за них не платят, и на них нет госзаказа, - ответит любой малосведущий человек. И будет прав. В былые времена поэт-песенник был на положении нынешнего олигарха, а сейчас он вроде нищего с протянутой рукой. Я имею в виду не столичных попсовиков с их парой–тройкой фраз типа «муси-пуси, джага», и «целуй меня везде» (эти-то как раз и не бедствуют), а, в основном, провинциальных поэтов-лириков и композиторов, пишущих для народа. Ведь мало написать хорошие стихи и музыку, надо заказать за немалые деньги аранжировку, найти вокалистов, записать их в студии, затем сделать сведение, мастеринг (опять же не бесплатно) и попытаться найти доступ к народу, продвинуть на рынок, что без продюсера кажется абсолютно нереальным.
Почему государство не беспокоится о том, какие песни поют и слушают граждане? Ведь не зря говорят: «Песня – душа народа». Тем не менее, телевидение навязывает нам абсурдную попсу, не заботясь о профессиональном уровне текстов. Раз цензуры нет, значит, все дозволено. «И хорошо, что нет цензуры, – радуется Швыдкой из ФАККа. Кто не знает, расшифрую: ФАКК - это федеральное агентство по культуре и кинематографии, а не то, что вы подумали на своем английском. (Это ж надо было так умудриться назвать одно из министерств по культуре России! Господа не поделили портфели и кресло, в результате у нас два министерства. Хотя культура в стране от этого не стала богаче). Раз нет цензуры, значит и песни с нецензурными словами – норма?!
А ведь настоящую песню сейчас пытаются вытравить с помощью формата. На своем опыте знаю, что молодежные радиостанции, хотя и носят патриотические названия: «Русь», «Русское радио», но лирические песни о России не берут в эфир уже по названию из-за формата. А то, что крутится в эфире и что вы часто слышите в маршрутках, порой возмущаясь, – это и есть формат. Вначале, думалось, что те, кто придумали его, какие-то явные вредители, дающие указания из-за границы. (Вспомнился монолог героя из комедии «Шырли-мырли»: «Они захватят все: радио, телевидение, прессу и будут влиять на «гоев»). Но главный вредитель – это деньги, и особенно деньги западных инвесторов – главных заказчиков «музыки». И так они захватили в плен, что те, кто по долгу службы своей просто обязан передать народу патриотическую песню, без личной выгоды и пальцем не пошевельнет, а если и включит твое произведение в какой-нибудь городской концерт, то не заплатит, и авторов не объявит. (Будто обкрадывает. А так оно и есть – это прямое нарушение авторских прав). Оно, конечно, приятно почувствовать себя хоть на миг классиком, когда твою песню поют без указания имени. Но когда и классическую песню известных авторов объявляют на всю страну по радио и в телеэфире собственностью певца, - тут уж руками только разведешь. «Песня Аллы Пугачевой «На тот большак, на перекресток…», - слышу я в передаче Радио России и внутренне содрогаюсь: еще моя мама в молодости пела эту поистине народную песню Николая Доризо на музыку Марка Фрадкина. Да и сейчас остатки былой культуры, проходящие в эфир, аккуратно подстригаются, выбираются творения попроще, где есть про «любовь-морковь».
Так что почти все песни строго контролируются, и все, что является не форматом,
к народу не доходит. «Это очень жесткая идеология. У молодых музыкантов отбивается умение и желание мыслить не примитивно, так как надо попасть в "формат", - читаю на форуме в Интернете и соглашаюсь с авторами. - Кто к нам с форматом придет — тот от формата и погибнет. Рано или поздно сам попадет в Прокрустово ложе. Sapienti sat». "Вслед за отстроенной вертикалью власти началось построение горизонтали культуры", — грустно заметил Михаил Козырев - создатель и генеральный продюсер радиостанции "НАШЕ радио», отправленный все-таки в отставку недовольными западными инвесторами».
Мы не научимся уважать себя, пока государство само не будет уважать своих граждан. А пока оно позволяет класть ноги на наш стол заокеанским инвесторам, навязывающим свою культуру, свой язык, своих героев и свои песни. Дети и подростки в летнем лагере отдыха на мой вопрос в анкете: «Кто твой любимый артист кино?» не назвали ни одного российского актера, зато перечислили целый ряд американских фамилий из широко рекламируемого и широкопрокатного кино. У нас что, детское кино вымерло как вид? Остался только «Ералаш»? Или не стало детских песен? Знаю, что до сих пор их пишет Шаинский, плодотворно трудятся многие и молодые композиторы, вроде москвича Александра Ермолаева, у которого есть очень яркие песни для детей и юношества. Но даже им, известным, не так часто удается пробиться на телевидение. В нашей детской газете «Я-ставрополец!» есть рубрика «Любимая песня», и одна моя юная восторженная корреспондентка-шестиклассница принесла как-то записанные ею на слух слова песни «Коламбия пикчерс не представляет». А вы помните, клип на эту песню, многократно показанный на МузТВ?. И слова, вероятно, помните. Кроме первых двух довольно удачных строчек-находок, дальше текст явно не для такого нежного возраста, а уж повторяющаяся сцена с половым актом в постели – тем более!
К сожалению, в России сегодня «бездарности пробиваются, а таланты пропиваются…». Последние, видимо, - от безысходности и невозможности пробить эту броню под названием формат, а также от бездушия чиновников. А ведь можно было даже с балалайками покорить Запад, что доказал ещё во времена Российской Империи Великорусский оркестр Василия Андреева, а в наше время неизменным успехом там пользуются фольклорные коллективы. Да что Запад, им рукоплещет весь мир. Там даже самодеятельные артисты из русских эмигрантов, стосковавшись по родине и обрядившись в сарафаны с кокошниками да вышитые рубахи, с балалайкой и гармошкой дают платные концерты при аншлаге. Сама видела полгода назад такой концерт в Карлсруэ, где среди зрителей бывших русских немцев было немало бюргеров. Настоящее народное искусство России всегда вызывало неподдельный интерес у иностранцев. В эмиграции люди начинают особенно ценить свой родной язык, так как понимают уникальность и богатство русской культуры. Нам есть что показать иностранцам и есть чем гордиться!
Убеждена, хорошая песня рано или поздно сама найдет дорогу к людям. Главное, чтобы ее услышали массы. У нас, на Ставрополье, очень многие авторы, несмотря ни на что, продолжают писать яркие мелодичные песни патриотического содержания. Среди них песни поэтов и композиторов: Валентины Слядневой, Валентины Нарыжной, Валерия Кушнарева, Константина Губина, Виктора Кипора, Александра Маслова, Владимира Бутенко, Владимира Авдеева, Владимира Сущенко, Якова Асберга, Аллы Мельник, Анатолия Черноусова и многих других. Но их редко слышит народ. «Музыкальная осень Ставрополья» предпочтение отдает приглашенным приезжим гостям фестиваля, хотя и без того город наводнен певцами-гастролерами. Своим же авторам с песнями о России, созданными для широкой массовой публики, пробиться очень и очень трудно. Помощи нет ниоткуда – создается и продвигается песня каждого за свой счет. «Творчество здесь никому не нужно», - часто слышишь от молодых и даже известных в крае авторов песен. По этой же причине остаются нереализованными новые, по-настоящему сильные и свежие голоса нашей талантливой молодежи, вынужденной уезжать из Ставрополя в столицу.
Как труден путь к народу патриотической песни сегодня, убедилась на собственном опыте. Даже рекомендованные Министерством культуры Ставропольского края в краевую филармонию для исполнения под симфонический оркестр наши с композитором Кипором две патриотические песни были отправлены руководителем оркестра Юрием Каспаровым в долгий ящик: за рецензиями в краевой Союз композиторов, в Союз писателей. Это может быть не скоро, года через два, - заверил он, даже не глядя ни в тексты, ни в партитуру, ни на саму рекомендацию, подписанную замминистра культуры края. Хотя должен же быть худсовет в самой филармонии, который все решил бы на месте: ведь песни на слова жены Каспарова включены в репертуар, хотя она не обращалась в Союз писателей. Но если нашу песню «У святого огня», написанную еще к 60-летию Великой Победы об отцах-фронтовиках, отложить еще на пару-тройку лет, то ее потом уже просто некому будет посвящать – ветераны-то уходят. А в краевом Союзе писателей председатель Александр Иванович Куприн (хотелось верить, что полный тезка великого классика поймет и поддержит), продержав у себя с месяц песни, ответил мне по телефону, что они-де рецензий не дают, им не платят за это. «Я говорил губернатору Черногорову, что раньше церковь была отделена от государства, а нынче союз писателей», - доказывал он мне. Ну что ж, раз трудно дать рецензию самому писателю, написала сама обстоятельный анализ текстов песен по всем правилам (не раз этому учила своих учеников) и предложила ему на подпись. «Да. Это все так, - согласился он, прочитав рецензию, и я видела, как задрожали листы в его руках, - но я должен дать оценку, а тут вот у вас есть места, с которыми я не согласен, к примеру: «ликует» салют. Он гремит, а не ликует. Или: «Где еще меня трелью разбудит на заре птичий звон за окном?», трель и звон – это одно и тоже». Нет, доказываю, не одно и то же: трель может звенеть, может тише звучать., и если есть « ликующий» салют, а это причастие - глагольная форма, значит и глагол «ликует» уместен, тем более, что «гремит» уже было в припеве, а трель может звенеть, то тише, то громче, и это разные слова. А он продолжает: «А вот в одной строке у вас не хватает слога», - это, говорю, намеренно для глиссады – есть такой переход голоса с ноты на другую. - Нет, говорит, давайте стихи рассматривать отдельно от музыки, и я сразу догадалась, что он решил «не пущать!». Ведь без музыки слова «жюрить» нельзя, это особый жанр – песенная поэзия, где все должно быть гармонично с мелодией. А ведь на диске, наверное, слышал песню. «Вот у вас тут речка Бересток, - спрашивает, - а кто ее знает? Если бы Кубань или Егорлык, то совсем бы другое дело». - А кто, скажите, знал про Учкудук или речку Бирюсу? - А вот, продолжает, «там звучат голосистые песни и плывут широко над селом», где вы взяли «голосистые»? – Я сверилась в словаре эпитетов, отвечаю, там есть и «горластые», но в селе именно голосистые песни. Да? – удивился, и я вдруг ясно понимаю, что у человека или нет чутья к слову, или он «пристебывается. С одним замечанием - «расцветаешь, как маков букет» в песне о хорошеющем «день ото дня» Ставрополе – я согласилась и уже переделала сравнение, против воли композитора. Кстати, за эту песню, как и за «Россию златоглавую», у нас есть грамота от Управления образования и диплом 1 степени от Епархии за подписью владыки Феофана за победу на конкурсных фестивалях. Но об этом я молчала, и подписи от Куприна так не получила. «Это же надо на каждом листе ставить», - сказал он. Но ведь рука-то не отсохнет, говорю, и против совести не заставляю Вас идти. Я только что отдала 7 тысяч рублей на аранжировку двух новых песен и должна еще платить за свою же рецензию? «Вы вообще-то православныЙ? - спрашиваю, - Вы патриот? Вы слышали, что поют по радио и телевидению попсовики? - Да, ужас что! – всплеснул он руками. – Ну так они будут они торжествовать повсюду, если губить и «не пущать» патриотику. А придраться можно ко всему, Вы же знаете. И разве я не несу огромной ответственности за каждое слово, и не чувствую ее, претендуя на государственную патетику? Да если бы ко мне пришел молодой поэт, создающий за свой счет патриотические песни, да я бы его только похвалила и расцеловала , благословив, ну, может быть, что-то подсказала и подправила. Так и не дал рецензии.
Ах, если бы так принимали ту попсу, что крутят повсюду! Вообще, «талантливая отрицательная рецензия - очень редкая сейчас штучная драгоценность», - где-то читала я в Интернете. Редкой скоро станет и сама патриотическая песня, если вообще не исчезнет как вид. Недавно управление культуры отослало в краевой союз писателей еще несколько моих песен школьной тематики, т.к. называюсь самодеятельным автором. Ответа оттуда нет уже больше месяца, наверное, опять в руках незабвенного тезки классика.
Но гораздо труднее попасть провинциальным авторам и певцам на крупный международный фестиваль, где крутятся огромные деньги. Мы с композитором из Белоруссии Юрием Каринским, сотрудничая по Интернету на полном взаимодоверии и создав за год 11 песен, пытались продвинуть свою исполнительницу на конкурс «Славянский базар». У нас были рекомендации от Министерства культуры Ставропольского края, губернатора края, и мы надеялись, что наша претендентка – молодая ставропольская певица Наталья Тихомирова с двумя новыми песнями, созданными специально для ее редкого по красоте голоса, будет выслушана. Долго не могли дозвониться в отдел Министерства российской культуры и ФАКК по указанным телефонам, чтобы узнать о сроках отборочного тура и адресе высылки документов на конкурс. Уже и Белоруссия отобрала 12 конкурсантов, уже и Молдавия завершила конкурс, и Украина, а о России никаких вестей в Интернете. Нас отсылали по московским телефонам от Майи Бадриевны к Эльвире Рафиковне и обратно, так и не дав точного ответа. Не было объявлений нигде и в Интернете, кроме портала сайта Минкультуры Белоруссии. Наконец, из Витебска нам сообщили, что российских претендентов набирает продюсерский центр ООО «Феста», у которого оказалось два разных адреса и ни одного объявления о наборе российских певцов. И вскоре стал понятен такой «кулуарный» набор конкурсантов. Узнаю из сайта Минкультуры РФ, что ООО Феста выкупила на конкурсных торгах право представлять Россию на фестивале за 9, 3 миллионов. Уже тот факт, что минкультуры продает право отбирать и представлять участников фестиваля подрядчику - корпоративной фирме, каковой является разросшаяся Феста (она же предлагает и развлечения сомнительного характера, и вечеринки), уже говорит
о том, что госструктуры не заинтересованы в росте культуры народа и в
том, что поют наши звезды. Это получается, как и большинство народного
достояния, отдано олигархам. Хотелось бы верить, что вырученные деньги все до копеечки пойдут на нужды российской культуры.
Хотя главная цель фестиваля «Славянский базар» – поддержка молодых талантов,
тем не менее,
каждый год выдвигаются на конкурс всего-навсего два
претендента от России. (Еще бы – там представители 40 стран съезжаются). И все же мы отослали материал по одному из адресов на Олимпийский проезд, все оформив, как
полагалось, и, возможно, почта опоздала по срокам. Уведомления не дождались, результатов первого отборочного тура тоже, и судьба отправленных песен до сих пор неизвестна. Зато результат второго тура узнали из статьи Дарьи Смирновой в Интернете под названием «РОССИЮ НА «СЛАВЯНСКОМ БАЗАРЕ» БУДЕТ ПРЕДСТАВЛЯТЬ АРМЯНИН». Ким Брейтбург - председатель жюри – отметил, цитирую: «мужская часть конкурсантов была невелика и просто бездарна», поэтому Родион Бабаян был лучшим. (Кстати, он является учеником знаменитой некогда певицы Ирины Отиевой - Прим. авт.). Среди девушек лучшими стали несколько участниц отборочного тура, поэтому мнения членов жюри разошлись. Но после второго прослушивания мы пришли к выводу, что вторым участником конкурса от России станет Ксения Коламбацкая». Ким Брейтбург отметил, что сегодня российской эстраде не хватает внутренней культуры. «Конечно, важно как человек поет, важны его вокальные данные, - продолжает композитор. - Но помимо этого хотелось бы еще увидеть какой-то духовный мир артиста, почувствовать, что он человек, обладающий культурой. Необходимо не только учиться петь, но и читать хорошие книги, слушать разную музыку, обогащаться духовно». Замечу, наша конкурсантка имеет два красных диплома (отличное музыкальное и филологическое образование) и учится в аспирантуре, и духовный мир ее подчеркнут в представленных песнях «Мама» и «Там, где весна». Досаднее всего, что во всей огромной России, оказывается, не нашлось достойных певцов. Одни бездари. Вы верите в это?
С такой «заботой» о молодых талантах России хочется некоторых федеральных чиновников от культуры «послать» в сердцах на их же аббревиатуру, столь символически отражающую истинное отношение к простому народу и его душе – песне.
Ну, а судьба поэтов-песенников их и вовсе не заботит.
А как хочется им свои песни оставить народу, выразив все его чаяния, вселить в их душах уверенность и веру в добро, любовь, и, конечно, услышать свои песни при жизни. Знали ли Рубцов или Цветаева, что после смерти их назовут лучшими «текстовиками»? Но то, что их будут петь, наверное, все-таки верили. Жаль, не дождались.
От имени ставропольских авторов хотелось бы обратиться к в комитет по культуре нашей Госдумы с просьбой поддержать ранее высказанную композитором Александром Морозовым идею создания в России международного песенного фестиваля с условным названием «Малиновый звон», своего рода альтернативу «Славянскому базару», и решить вопрос о его организации на высоком уровне. Цитирую слова Морозова: «Просто обидно, что на «Славянском базаре» Россию представляют всего два участника на конкурсе молодых исполнителей. Я был на отборочном туре, и мне стало не по себе. Честно скажу, лауреаты областного курского конкурса были бы там лучшими. Так что нужно создавать свой национальный, песенный фестиваль. Это будет фестиваль мелодичной песни, в котором примут участие лучшие представители всех областей России и стран ближнего зарубежья. По организации конкурс напомнит «Евровидение». А следующий фестиваль будет проходить на родине победителя».
Безусловно, одним фестивалем проблемы не решить, но привлечь внимание молодежи к национальной песенной культуре России, пропагандировать ее и развивать, поддерживая молодые таланты, вполне возможно и чрезвычайно важно.
В городе Ставрополе (или на Кавминводах) есть острая необходимость (в целях укрепления мира и дружбы и поддержки молодых талантов) в организации и проведении ежегодного молодежного Фестиваля Дружбы народов, где будут представлены солисты и вокальные, хореографические коллективы из регионов Южного федерального округа Северного Кавказа. Он может стать не просто праздником искусств, но и настоящим символом единения и дружбы наших народов.
Считаю, надо всей творческой интеллигенции России, не зарывая по-страусиному голову в песок, открыто и смело выступать во всех СМИ, объединившись в прямом смысле в борьбе за песню, как одну из форм сохранения русской культуры и русского языка. Нужны и обязательны худсоветы, кафедры песенной поэзии, пока такая еще существует.
И «если государство не будет заботиться о культуре и образовании, - предупреждал еще Дмитрий Сергеевич Лихачев, - то Россия станет третьесортной страной и с нею никто считаться не будет». Нельзя допустить, чтобы царила одна попса с ее низменными страстями. Хотелось бы, чтобы в стране ценили своих артистов, поэтов и музыкантов по достоинству их произведений, по значимому вкладу их творчества в развитие культуры. Ведь мы творим не просто для самоудовлетворения или успокоения собственного самолюбия, наши песни могут позитивно воздействовать на воспитание молодежи и способствовать патриотическому, духовно-нравственному подъему России. Мы обеспокоены нынешним кризисным состоянием российской песенной культуры, когда новые песни «о главном» (т.е. вечных человеческих ценностях), созданные для народа, практически не имеют доступа к нему, попросту игнорируются под оценкой «не формат» или используются бесплатно, без указаний имен создателей, что является грубым нарушением авторских прав. А так называемый «формат», широко пропагандируемый телевидением и молодежными радиостанциями, зачастую содержит в себе низкопробный, вульгарно-пошлый материал или англоязычные песни, что не может не создавать угрозу духовному возрождению народа. Поэтому считаем, что необходим государственный заказ или государственная поддержка творческих людей, создающих патриотические и лирические песни воспитательного воздействия
Закончить хочу цитатой гл. редактора «Литературной газеты» писателя Юрия Полякова:
«Умный народ глупых песен не поёт. Он либо отторгает навязываемую ему нелепицу, либо сам непоправимо глупеет, а затем исчезает из Истории…»
«Открытая газета» 2007 год
Электронная почта
09 марта, 2008 (воскресенье, 12:24)
Сообщение № 14
· Наташа Барабанщикова, Кишинев
песня. Привет, Е.А.Ю.!Обозначь, пожалуйста, условия и критерии конкурса видеороликов у себя на Роднике в будущем году! Это очень интересно! Материалов по фестивалям АП поднакопилось много. По разным авторам. И по концертам и по "закулисью"...Хорошая идея!
Электронная почта
20 ноября, 2007 (вторник, 17:50)
Сообщение № 13
· Е.А.Ю.
Некоммерческая авторская песня - только ли это просто увлечение "петь под гитару"?

В научной педагогике и психологии одним из понятий, которое вызывает неутихающие споры, является понятие педагогической технологии. Причем последняя интересна и с точки зрения традиционных классических взглядов: я учитель и буду тебя учить.., и с точки зрения личностной ориентации: хочешь учиться, я тебе в этом максимально помогу. Но личностная ориентация, ставшая своеобразным знаменем постсоветской эпохи требует и иного (не классического) теоретического обоснования (что в любом случае, для отечественной науки - дело новое), и, главное, практической реализации, причем в такой парадигме, где вопросы субъект-субъектных взаимоотношений (я - учитель, а ты - все остальное) просто не рассматриваются. Хотя, по-честному, последнее - сегодня (несмотря на то, что покончили вроде бы мы навсегда с прошлой диктатурой) остается недостижимым идеалом. Можно сколько угодно говорить, что отечественное образование всегда стояло на гуманистических принципах, но реализация этих самых принципов имело у нас результат лишь тогда, когда гуманизм понимался не в личностном контексте, но в коллективно-массовом. Впрочем, о коллективизме, как таковом, нужно поговорить отдельно. А пока отметим, что личностность и социальность (приобщение к установкам объективного большинства), равно как и социализация вкупе с личностью имеют право на жизнь.
Один из больших друзей Рамонского Родника, В.И. Лещинский, который за свою короткую жизнь успел сделать очень много в плане обоснования и реализации личностно ориентированной технологии обучения, отмечал, что ориентация на развитие личности в человеке предполагает возможность научить ребенка жить в общежитии, где он начинает осознавать себя, понимая и принимая правила “общей жизни”[1].
Ох уж эти правила "общей жизни"! Сегодня, это очевидно, говорить об этой "жизни" необходимо под другим, немного непривычным, углом - как бы внутри, но сбоку - как о жизни в сообществе. Известно, что образование через сообщество имеет в России давние исторические, сугубо национальные корни. Достаточно вспомнить систему земского образования XIX века в России. Но существует и другая проблематика сообществ, когда молодежь самоорганизуется в попытках социально-смысловых взаимоотношений, соответствующих демократическим принципам построения среды межличностных коммуникаций, не спущенных свыше, но самоорганизовавшихся по нравственным (т.е., личностно значимым) критериям. Примеров можно приводить множество. Причем, примеры могут быть нехарактерными для официально устоявшихся точек зрения (как правило, все ново-молодежное вначале объявлялось "вредным" и деструктивным, как джаз или рок-музыка, к примеру), но явно не в пользу официоза. Так получилось и с нашими клубами самодеятельной песни, которые обозначившись в начале 60-х как новое движение "из масс", постепенно стали угасать, как неинтересное и непонятное нынешним 15-18 летним.
Вместе с тем, субкультуру КСП - песенную поэзию современных российских бардов - правильнее рассматривать не как "потеху" или развлекаловку, но как особый вид жизнетворчества, своими культурологическими, нравственными корнями восходящему к поэтическим традициям общенациональной культуры “серебряного” XIX века...
Далее весь разговор должен по идее идти двумя параллельными курсами: один курс - это "КСП"; другой - это "авторская (или бардовская)" песня. И то, и другое (клуб и песня), помимо социальных корней имеют личностный компонент своего развития, а значит в своей совокупности, ярко выраженный воспитательный потенциал. Да и как может быть иначе, если из микросоциума (сообщества) произрастают личности, которые этот микросоциум, ненавязчиво, особо и не стремясь к этому, пестуют и лелеют (поддерживают) своим творчеством. В науке такой ненавязчивый, ненасильственный процесс был назван в эпоху орлятской методики "педагогической поддержкой" людьми одаренными и одержимыми одновременно, которые, в частности, очень быстро авторскую (или как тогда она называлась - самодеятельную) песню определили педагогическим средством развития и коммуникативности, и креативности, и всего остального, что определяет личность в человеке.
Конечно же, песня это серьезно. А. Мирзоян в своих выступлениях и публикациях совершенно справедливо заостряет наше внимание на том, что душа народа начинается с песни и задается песней. Ни один жанр искусства не имеет такого воздействия, такой скорости распространения и закрепления определенных эмоций, понятий, идей, языка (словаря), формулировки чувств и т. д. Не случайно вся литургия всех религий строится на песнопении. Песня - наиболее естественная форма выражения чувств, идей, мироощущения, мировосприятия и мировоззрения. И поэтому представленный в нашей песне почти весь золотой фонд русской поэзии задолго до “разрешения” определил "бардами" Гумилева и Шаламова, Цветаеву и Бродского, Пастернака и Ходасевича. А разве имели бы Самойлов, Левитанский, Сухарев, Мориц, Рубцов или Соснора столь широкую известность, если бы их стихи не пелись”[2]?
Но обращение к авторской песне только как к национальному фольклору новейшего типа, т. е. особой форме песенно-поэтического творчества, которая способна подвести человека ко всем культурным явлениям существующего общества, будет неполным без учета одного очень важного аспекта. Дело в том, что в своих рассуждениях, мы исходим из предположения, суть которого в следующем: музыкально-поэтическая культура песенных произведений непрофессиональных (самодеятельных) поэтов, авторов песен в своих лучших образцах обладает феноменальной способностью преобразовывать, развивать внутренний, духовный мир той части молодежи, которая открывает для себя этот удивительный мир слова, музыки и общения. А вот здесь без клубов - тех самых КСП - никак не обойтись. И, соответственно, психологически объяснимо, что не обойтись без лидера такого клуба. Да вот незадача, лидеры КСП сегодня - дети своего времени - зачастую видят и в авторской песне (назовем, все же ее "бардовской" - для простоты и ясности дальнейшего изложения) преимущественно эмоциональную (чувственную) составляющую, задвигая на второй план главное в песенной поэзии - Его Величество Смысл. Лишь смыслосодержащая сущность бардовской песни определяет ее отличие от всего окружающего как явления духовного. Но эта духовность несколько иная, отличная от религиозных канонов, хотя и очень близкая к духовности верующего человека. Здесь речь идет о духовности человека-личности, человека нравственного, которому доступно переживание культурных, исторических, общечеловеческих ценностей, образующих позитивную нравственную характеристику своего Я.
Значит ли это, что нравственные устои приводят человека к пониманию творчества наших столпов - Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого, А. Галича и многих других, или же их творчество подводит слушателя (автора, исполнителя) к редукции своего мировосприятия, обращению к нравственной стороне вещей и явлений? И не означает ли, что переживая смысловые образы, представленные общепризнанными произведениями АП мы, тем самым, соприкасаемся с духовно-нравственными основами песенно-поэтического творчества авторов и исполнителей, включая внутренние механизмы саморазвития своих личностных структур, нашей “самости”, своего “Я”?
Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные так или иначе с педагогическими аспектами авторской песни для меня - это очевидно - лежат в личностной плоскости восприятия, творчества, нашего общения, фестивального движения и необходимости развития клубов и т.д., что с уверенностью можно определять как прикладную сферу педагогики личности.

[1]Лещинский В.И. Личностная парадигма в истории образования и технология ее реализации // Известия Воронежского педуниверситета. Том 250. Личностно ориентированное образование: история, теория, практика. Сборник научных трудов. - Воронеж: ВГПУ, 2000. - С. 8.
[2] Мирзаян А. З. Ответы на вопросы зала / Газета Московского КСП “Менестрель”, №1, 1990.
18 ноября, 2007 (воскресенье, 18:24)
Сообщение № 12
· Е.А.Ю.
Статья Станислава Коренблита (сообщение №5) затрагивает проблемы, которые и на виду, и на слуху, лежат на поверхности и видны невооруженным глазом всем, кто еще «не вооружен». Вообще-то, разобраться бы для начала, кому она нужна сегодня эта наша, так называемая «авторская» или, что, еще хуже, «бардовская» песня. Если архивариусам, которые захлебнулись в мутных водах «ремесленных поделок» - это одно. Если прочим «хвостикам», которые собираются, вопреки всему на фестивали и авторские вечера наших поэтов или «сочинителей» – это другое. Если «неприкасаемым», которым все равно будет хорошо – это третье. А если мальчикам и девочкам, которым мешает жить странное состояние «надо немедленно что-то написать» - это совсем четвертое.
Серьезности диалога, на мой взгляд, мешает некая нестыковка («противоречие» - выражаясь научным сленгом) между глубинами проблем, затронутых автором, и способностью нынешней молодежи, плывущей по течению АП (но не в глубине!), воспринять и хоть как-то отреагировать, противопоставить хоть какими-то доводами, что катастрофические нотки «Кометы-Сферы» - это их, завтрашних, песня.
(Себя я оппозиционирую с молодежью ровно настолько, насколько это может себе позволить человек, преодолевший 50 – летний рубеж, тем не менее, кое-что в жизни повидавший, хотя и относящий себя в большей степени к тем самым «оргам»).
Тем не менее, затронутые проблемы, да и сама статья – не что иное, как обращение к молодым, к той самой доминирующей в современной АП, части «людей, обладающих лучшим голосом, владеющих лучше гитарой (хотя не всегда), может, даже лучше выглядящими на сцене, короче, к людям «вторичным» от АП, по мнению автора. Да было бы и глупо полагать, что исследование (а в данном случае – это действительно, и серьезный, и актуальный взгляд) – очередная дань моде «виртуальных общений», цель которого – «засветить» тему и на этом успокоиться. Тем, кто в АП, так или иначе, крутится более 35 лет (чуть меньше, чуть больше – не в счет, как ни крути, мы «вторая» волна) повезло, конечно, неизмеримо больше, даже при условии, что у нас не было цифровых диктофонов с компьютерами и Интернет. (Почему нам повезло больше (это для «обиженной» молодежи – потому, что мы застали, видели воочию и участвовали в тех фестивалях, в которых были Законом ценности Поэзии и интеллигентности).
Поэтому, то, о чем так яростно (в отношении нынешней безвкусицы в АП) печется автор понятно и не очень интересно – мы в курсе. А вот молодежь (от 20 и выше) – не в курсе, не видели, нашим «сказкам» внимают с ленцой и благосклонностью собаки Баскервилей, пробормотавшей «Ну-ну…» при встрече с Герасимом.
Поэтому «вторичность» я понимаю именно в тех смыслах, которые подчеркивает автор. И именно поэтому я кое в чем с ним не согласен.
Симпатичные цитаты Аристотеля, римских философов, да и Шу-цзина, приводимые автором в «историческом обосновании» - это давно доказано – обосновывали классическое, авторитарное или имперское построение того государства, которое так пеклось о своих певцах и песнях. При всем, при этом, в империях, надо отдать им должное, вопросам образования уделялось приоритетное значение. Нынешние – образовываются тоже государствами, ну и семьями, конечно с их проблемами, и дворами, которых больше нет, и «улицами» со всеми их «прелестями», и СМИ. Причем, последними – больше всего.
И если те самые «классики» в АП сделали ее (АП) предметом рынка (а куда им было деться!), молодежи просто некогда, а зачастую, и незачем думать о каком-то мифическом качестве «слова-образа-созвучия текста и гитары». Ведь с экранов, из радиостанций и дисков звучат, как правило, попсовые, доступные всем, а потому, рейтинговые в эфире трофимы и земфиры. К слову, музыкальная оснастка в виде «бэков», «дудок» и «скрипок» с барабанами под наши гитары – дело, на мой взгляд, тонкое, но не настолько плохое, чтобы сразу его отрицать и не «пущать». Это отдельная тема для разговора. А говоря о молодежи, имея сегодня такие флаги, как «Песни нашего века», как «Грушинка», имея такие ориентиры, как хорошие заработки «розовых баумов» и других очень уважаемых людей, устанавливающих или принимающих установленную на весь мир «таксу» за свое творчество – почему бы не делать также? Хотим мы этого или не хотим, авт. песня со времен 1986 г., т.е. Саратовского Всесоюзного, становится (да уже давно стала!) профессиональным видом деятельности. Многим, очень многим хочется в профессионалы и сразу в «элиту». И само по себе, это желание не так уж порочно. Речь о другом. АП, как бы ее мы не хоронили вслед за Б.Ш. (светлая ему память!) продолжает стоять на духовной основе. Так уж получилось. Не мы это создали, не нам и рушить. Ходить на рынок с духовностью в авоське – дело порочное, если не сказать больше. Но мы живем не в Римской Империи, а в тех государствах, в которых живем. И понятно, что и сегодня духовность – приобретаемое качество, свойственное каждой личности. Аристотель и иные тут несколько ни при делах, а точнее, с боку.
Симпатичные пацаны из Воронежского клуба «Вега» или харьковские из клуба «Дворняги» пока где-то «запопсованы» - куда ж им деваться от нынешних «флагов», да «ориентиров»?! Но дальше Личность разберется, выберет сама или, напротив, откажется от этих вечных мук, да станет вкалывать, да денежку в семью приносить, а песню в лучшем случае, оставит своим хобби, средством общения и встречи с друзьями, где все-таки незаметно «насаждаются» «наши» ценности. Что молодым только на пользу.
В общем, можно и дальше продолжать в том же духе, но для меня очевидно одно.
Предложенные авторов пути выхода из кризиса не то, что не состоятельны, а ничего нового ни для нас, ни для молодых не несут, хотя в предложениях я, например, улавливаю конструктивные крючочки. Но… «Сохранение и увеличение по численности литературно-песенных объединений (клубов – Е.А.), где уровень песни поддерживается… высоким профессионализмом лидера»… тянет за собой профессию руководителя КСП, да еще и в рамках целой страны. А стране (то бишь, государству) нужна ли такая профессия? Если это предложение реализовывать вновь на уровне «междусобойчиков» - в Москве удалось, в Хабаровске получилось, ну в Запорожье – срослось, эту информацию можно принять к сведению, не более. Но это не выход. Это и так очевидно. Другое дело, что клубы-то вообще нужно создавать. И чем больше, тем лучше. Вот здесь-то и нужны «забронзовевшие» старики, причем совсем не из «элиты» - те-то, понятное дело, ни на что подобное давно уже годны, у них другие задачи и цели (и они совпадают в целом с необходимостью АП не похоронить окончательно). Но «старики» не возжелают делать КСП – они ими наелись в 80-х. К тому же, для этого дела нужен и талант, и понимание святой ответственности за этих молодых. Реально - дай Бог, чтобы «старики» хотя бы в существующие молодежные клубы почаще захаживали «за просто так» и, пусть нудными и слабыми голосами, рассказывали и показывали бы, откуда мы все вышли (предвижу критику натурализма в получившемся подтексте. Ну, ничего, мы же «барды», у нас всегда так.).
Поэтому создание молодежных клубов сегодня – дело, скорее, самих молодых, которые, поверьте, совсем не хотят, чтобы их числили «вторсырьем», даже такие ортодоксы, как мы. И для меня очевидно, что без официальных властных структур, к которым я отношу, прежде всего, региональные структуры управления образованием, здесь не обойтись. Раз уж мы «официализировались» настолько, что в программе по русской литературе в старших классах изучается «поэзия современных российских бардов», пусть и факультативно, необходимо находить официальные пути для развития. Старая байка, что власти нас не поймут никогда – устарела. Странами давно руководят именно те, кто когда-то сиживал и у фестивальных костров, и в комсомоле наши песни просто учил наизусть.
Например, в «Студенческой весне», ежегодном празднике, который проходит в каждом городе, помимо КВН и пр., есть номинация «авторская песня». Поют не то, чтобы АП, но АП не поют. Потому (в том числе), что в вузах нет КСП. А если и есть, как правило, не в той «методологии» функционирования, которая близка нам, и на которой мы воспитались. Эта задача не из легких. Убедить городского или областного чиновника от образования, что КСП в школе или вузе – это конструктивно – дело непростое из-за финансовой подоплеки реализации идеи (деньги всегда давали без радости). Легче убедить ректора-директора или на худой чай, проректора, а еще легче - отдел по воспитательной работе вуза или завуча школы. Для этого, правда, нужен желательно сильный региональный фестиваль, да еще люди нужны, которые взвалят на себя новый клуб. И все же, если добиться, чтобы в «Студенческой весне» была номинация «КСП», а не «авторская песня», я ставлю в своем прогнозе на положительный результат. Будет и много шелухи, бесспорно, и психология «звезды» никуда не исчезнет, но это будет реально управляемая структура разных клубов, с которой можно и семинары проводить, и фестивали, и мастер-классы, и спорить, и советоваться – студенчество (из тех, кому мы нужны, а ведь их много), местами бывает думающим.
Второе предложение автора – «Конкурсы по новым правильным правилам» - дело хорошее. А может, не декларировать, а делать потихоньку свое дело, в тех же конкурсах?
Вот в Москве новое управление по делам молодежной политики в рамках министерства образования создали. Может быть, напишем коллективное письмо (именно, из регионов, с поддержкой тех самых «классиков»), чтобы в школах, да вузах рекомендовать создание клубов песни и поэзии молодежи, а в «Студенческой весне» – ввести номинацию «КСПП»? А что (или кто) мешает такое же сделать на Украине?
Хотя опять-таки, кому это надо?
Панацеи от болезни, видимо, нет. Все решается, скорее всего, не нами, а повыше (пожалуй, на самом высоком уровне). Но, практически любой фестиваль Украины дает повод для оптимизма (в отношении молодых, их роста, их личностной самореализации). Да, слабые песни. В России, в фестивальных конкурсах они еще слабее. Но что-то мы к нашей песне слишком уж завышенные требования предъявляем. Государства наши не рухнут, если барды петь перестанут. Они (эти государства) несколько трансформируются. От реалий жизни все равно не спрятаться в 80-х.
С ув. А. Е.
05 ноября, 2007 (понедельник, 08:31)
Сообщение № 11
· Олег Тихомиров, Рига
Всем кто любит песни авторов,бардов и исполнителей. Авторская песня в прибалтике жива, развивается и собирает на концерты своих поклонников. http://www.bard.lv Инфо о клубе можно посмотреть http://www.bard.lv/0012.html
Домашняя страничка Электронная почта
25 августа, 2007 (суббота, 20:09)
Сообщение № 10
<< < 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 > >>
показать все сообщения
показать первую страницу

Отсчёт начат с 21 февраля 2006 года.
БардТоп Яндекс цитирования Rambler's Top100

© TRM 2006
© Хоменко С.В. (идея и реализация)
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.
Администрация сайта не несёт никакой ответственности за содержание материалов, подаваемых пользователями ресурса!